Белый город Арекипа

Как повествует одна из легенд, название долины, на которой раскинулся город Арекипа, связывают с четвертым правителем инков – Майтой Копаком. Якобы один из его воинов, попросил разрешения остаться на этом месте, чтобы построить свой дом. На что Инка ему ответил: «Ari, quepay» («Да, можешь остаться», кечуа). Согласно другой легенде, название происходит от племени аймара, на языке которого «Ari quepan» означает сигнал горна к началу сражения.

Откуда возникли эти легенды, и имеют ли они под собой основание, никто не знает, письменных источников на этот счет не существует, а сама личность Майты Копака во многом также является легендарной. Тем не менее, археологические находки показывают, что уже в 6-7 веках до н.э. эта территория была заселена. В 15 веке, регион с проживающими здесь индейцами племени Аймара был присоединен к инкской империи.

Честь основания города Арекипы в 1540 году, принадлежит некоему Педро де Редондо, доверенному лицу конкистадора Писсаро, он же, стал и его первым главой. Чуть позже статус города и его герб были утверждены испанской «короной».

 

 

 Город распростерся у подножья вулканов Мисти, Чачани и Пичу-Пичу. В народе он получил имя la ciudad blаnса («белый город»), поскольку при его строительстве использовался исключительно белый камень вулканического происхождения. В середине 16 века город бурно разрастался, был возведен собор – в неоклассическом стиле, выстроены церкви – в стиле барокко, везде выроло множество роскошных особняков. Тогда же появилась и самая известная достопримечательность Арекипы — монастырь Санта-Каталины.

В продолжении всего испанского владычества, город богател и разрастался, являясь крупнейшим производителем серебра и шерсти – овец и альпака. Во время Второй Тихоокеанской войны, когда Лима была оккупированна чилийскими войсками, Арекипа на какое-то время выполняла функции столицы Перу.

На протяжении всей своей истории, из-за ее расположения по линии разлома земной коры, Арекипу сотрясали разрушительные подземные толчки. Тем не менее почти все здания, построенные в период испанского владычества, сохранились. Сейчас центр старого города внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО, а сам город считается второй столицей Перу, как по размерам, так и по численности населения.

 

Пласа-де-Армас

Центральная площадь города, несомненно, одна из красивейших в стране. Имеет традиционное для Перу название – Пласа-де-Армас. С одной стороны над ней возвышается величественный собор с двумя башнями,  с трех остальных ее окружают симметричные здания с аркадами. В центре площади разбит небольшой сквер со скамейками, где любят фотографироваться туристы и местные жители. В центре сквера –  трехярусный фонтан с венчающей его статуей Тутуруто, изображающей солдата 16 века, оповещавшего жителей о различных событиях.

 

 

 

Собор

История возведения собора в Арекипе – это история человеческого созидания и разрушительного неистовства стихии. Первый собор был возведен в 1540 году, и разрушен землетрясением, второй – стал жертвой извержения вулкана, третий – был полностью уничтожен пожаром, а затем еще и землетрясением. Наконец четвертый собор был отстроен в 1868 году на руинах предыдущего, но в 2001 году землетрясение вновь испытало его на прочность – левая башня была разрушена до основания, правая – слегка пострадала. Собор, как и почти все остальные здания в центральной части Арекипы, выстроен из светлых блоков вулканического туфа (sillar), привезенных из окрестных карьеров. Он простирается во всю длину площади, и является прекрасным примером неоклассического стиля архитектуры колониального периода. Внутри собора особое внимание стоит обратить на Главный алтарь из каррарского мрамора, 12 скульптурных изображений апостолов – возле каждой из колонн, резную кафедру, поддерживаемую снизу фигурой, напоминающей дьявола, и самый грандиозный орган в Южной Америке – подарок бельгийского короля в 1860 году.

 

Касона Ириберри

Этот особняк отличают необыкновенно красивый резной фасад с многочисленными колонами и орнаментами, и самые толстые стены, которые только можно найти в Арекипе. Построен он, в 1793 году. Сейчас внутри размещаются Культурный центр Чавес-де-ла-Роса и отдельные факультеты университета Сан-Агустин. Внутри особняка традиционные дворики.

 

Каса-дель-Мораль

Величественный особняк 18 века. Назван по имени старого тутовника (mora), который и сегодня можно увидеть во внутреннем дворе. Белые каменные ворота богато украшены резьбой – стилизоваными головами пум с извивающимися в их пасти змеями, гербом, который поддерживают ангелы, и все это вплетено с орнамент, изобилующий индейскими и испанскими мотивами.  Внутреннее убранство и образцы мебели отражают как колониальный, так и республиканский период развития, стены украшены полотнами школы Куско и картами 16 века. В библиотеке хранится более 3000 томов, в большинстве своем латиноамериканской литературы.

 

 

 
Монастырь Реколета

Монастырь находится в шаговой доступности от главной площади города. Основан в 1648 году, орденом францисканцев, имевшими большое влияние в городе.  Выстроен из блоков светлого туфа, привезенного из карьеров в окрестностях Арекипы. К пирамидальной церкви темно-розового цвета, примыкают четыре крытых галереи и несколько внутренних двориков, засаженных деревьями. Со временем в архитектурном облике монастыря появились отголоски других архитектурных стилей. Монастырь славится огромной библиотекой (порядка 25 тыс. томов), основу составляют книги 16-18 веков. Ученая деятельность францисканских монахов играла важную роль в жизни монастыря и библиотеки.

Церковь Св. Франциска

Относительно небольшая церковь, одна из старейших в  Арекипе (16 век). Отличается весьма строгим фасадом, и является классическим образцом колониального стиля. Интересен главный вход – из красного кирпича. На куполе можно увидеть большую трещину – последствие многочисленных землетрясений, от которых само здание почти не пострадало. Интересны массивный алтарь с фасадом из серебра, кафедра в стиле барокко и несколько полотен школы Куско, наибольшую ценность из которых представляет «Последняя вечеря». Рядом с церковью  находится скульптурное изображение Святого Франциска Ассизского.

 

Церковь Ла-Мерсед

Строительство этой церкви продолжалось с 1551 г. по 1607 год. Отличается аскетичным фасадом, единственным украшением которого, резное изображение Девы Марии в окружении двух святых над боковым входом. Внутри церковь украшает серия полотен, изображающих  Богородицу. Также славится своей библиотекой.

 

 

 

 Тристан-дель-Посо

Величественный колониальный особняк, названый, по имени проживавшего в нем в середине 18 века генерала Тристана дель Посо, Как и почти все здания в центре Куско, выстроен из светлого туфа, и украшен барочным орнаментом над входом и окнами. Изумляет простота и изысканность внутренних помещений — потолок с изящными сводами и просторные внутренние дворики. Здесь часто можно увидеть студентов, изучающих на примере особняка, архитектуру колониального периода. В настоящее время в его стенах размещается музей и небольшая художественная галерея.

 

Церковь Ла Компаниа

Одна из первых церквей Арекипы. Заложена иезуитами, и на протяжении длительного периода являлась их духовным центром. Расположена на месте прежней церкви, разрушенной землетрясением 1584 года. Фасад в стиле местисо – вычурного стиля, являющегося своеобразным синтезом классической архитектуры католицизма с индейскими декоративными элементами в виде узоров на мотивы местной флоры и фауны, человеческих фигур и экзотического орнамента. Также на фасаде выбита дата окончания строительства.

Церковь примечательна резными деревянными алтарями, покрытыми листовым золотом. Центральный алтарь украшен многочисленными херувимами с индейскими чертами лица. Стены украшены более чем 60 полотнами школы Куско, в том числе картинами  Битти и де ла Пуэнте. Интересны также внутренние дворики, с их сводами, переходами и резными колонами на индейские мотивы. Крытые галереи были добавлены в 18 веке.

 

Церковь Сан-Агустин

Церковь из светлого вулканического туфа, с необыкновенно красивым резным фасадом, построена в 1575 году. Также примечательны купол и резные позолоченные алтари в неоклассическом стиле.

 

Особняк Гойенече

Величественный особняк ярко-желтого цвета, с выбеленным парадным входом в стиле барокко, и двумя черными балконами по обе стороны от входа. Примечателен скульптурами Гранадской школы 17 века во внутреннем дворике и полотнами школ Куско и Арекипы.

 

 

 

Музей Андских сокровищ

Музей создан в 1996 году, на основе уникальных находок, обнаруженных доктором Йоханом Рейнхардом и его помощником Хосе Антонио Чавесом, когда они находились на вершине вулкана (6310 м), чтобы сфотографировать его извержение. Именно тогда им посчастливилось обнаружить обледенелую мумию Хуаниты, или «Девушки с вулкана Ампато», завернутую в ткань из шерсти альпака.  Когда-то жрецы ее племени принесли ее в жертву, надеясь умилостивить богов, а потом там же похоронили вместе с различными предметами, которые ей могли пригодиться в загробной жизни. Одновременно с Хуанитой, в других горных захоронениях были обнаружены и мумии других детей. Мумия Хуаниты прекрасно сохранилась, и это несмотря на то, что она не была мумифицирована – холод, ветер и горный воздух сделали свое дело. Благодаря методу углеродного анализа было выяснено, что она умерла в период 1440-1450 годов, в возрасте одинадцати-тринадцать лет. Удивительная сохранность этой мумии позволила исследователям глубже проникнуть в культуру инков.

Также в экспозиции музея находятся ткани, золотые и серебряные статуэтки, куклы и керамические изделии, найденные в захоронении.