Тропа инков

Для связи с отдаленными уголками империи инки построили сеть разветвленных дорог общей протяженностью 25-30 тыс. км. Все эти дороги назывались «Дорогами правителя», и представляют собой каменистые тропы, достаточно широкие для прохода 2-3 человек или каравана лам. Через реки перекидывались канатные мосты из волокнистых стеблей и листьев, а на крутых скалистых склонах были вырублены ступеньки и пандусы.

 

 

Наиболее значимая и лучше всех сохранившаяся дорога, так называемая «Тропа инков», соединяет города Священной долины с Мачу-Пикчу. Каждый турист, посетивший Перу, просто обязан посетить Мачу-Пикчу, затерянный город инков. И наиболее эффектный способ до него добраться — пройти по древней Тропе инков, по мощеным дорогам и ступеням, вырубленным на горных склонах. Чтобы передать срочные сообщения инки преодолевали тропу бегом. Chasquis (гонцы) учили официальные послания наизусть, и каждый из них мог пробежать до 400 км в день. По иронии судьбы испанцы использовали те же дороги для проникновения вглубь страны. Сейчас вдоль Тропы инков располагается 30 инкских древних поселений и инкские крепости, такие как Рункуракай, Винья-Вайна и Пуйупатамарка. Тропа проходит через горные леса с орхидеями, высотные тропы, долины в Андах и поднимается к перевалу Вармиваньюска (4200 м), где многие туристы сходят с маршрута из-за недостатка кислорода, а также через тоннель инков (20 м), который был прорублен в скале без применения бурового оборудования. Непонятно, как инкам удалось до такой степени отполировать стены тоннеля и вырубить достаточно удобные  ступени. Путешествие по тропе занимает 4 дня.

 

Обычно туристов привозят в селение Писакакучо, около Чичи (82 км). Расстояние от этого селения до входа в Мачу-Пикчу составляет 39 км. Передвижение возможно только в составе организованной группы, во главе с гидом. Выкупать экскурсию нужно заранее, поскольку на тропе не может находится более 500 человек, включая гида и обслуживающий персонал (повара, носильщики). В сезон дождей (зима, начало весны), тропа часто бывает размытой, а в феврале ее вообще закрывают на 2 и более недель.

Особо значимыми объектами на тропе являются Йактапата, Уайябамба, Вармиваньюска, Рункуракай, Саякмарка, Пуйупатамарка, Винья-Вайна и Интипунку.

 

Йьяктапата

Этот город, именуемый на кечуа, как Патальякта, что означает «Город на склоне горы», служил местным сельскохозяйственным административным центром. Скальные террасы, дома и другие здания свидетельствуют о значимости Йьяктапаты в этом регионе. Находясь на высоте 3000 м. над уровнем моря, она снабжала Мачу-Пикчу маисом.

Считается, что в каменных домах жили знатные люди и представители религиозной власти, а остальные обитали в убогих глинобитных и тростниковых хижинах. Большая круглая башня Пульпитуюх на огромной скале, возможно была алтарем или тюрьмой. Ее название происходит от испанского слова pulpito (кафедра), а на языке кечуа означает «алтарное место».

 

Уайльябамба

Уайльябамба, что на кечуа означает «равнина, покрытая травой» — самое большое и последнее в Андах поселение перед Мачу-Пикчу на «Тропе Инков». Деревня расположена у подножия горы на высоте 3060 м, среди террас с посевами маиса и картофеля. В ясные дни можно видеть вершину горы Вероника (5682 м) в горном хребте Урубамба. Многие туристы ночуют здесь после первого дня пути по Тропе инков. В колониальную эпоху эта деревня противилась получению независимости.

 

 

Абра-де-Вармиваньюска

Это самая высокая точка на тропе (находится на высоте 4200 м), куда труднее всего добраться из-за дефицита кислорода. С этого перевала открывается вид на долину реки Пакаймайу (Скрытая река) и на Рункуракай, второй перевал на тропе.

Согласно инкским представлениям,  Анды — это не совокупность горных массивов, а окаменевшие в результате наказания богов, великаны. Этот перевал напоминал им  неподвижно лежащую женщину. Каждый раз, когда им необходимо было попасть на противоположную сторону, они считали что взбираются женщине на живот. Вармиваньюска переводится с кечуа как «мертвая женщина», отсюда и название «Перевал мертвой женщины».

Здесь ландшафт резко меняется, преобладают голые и холодные равнины с пронизывающим ветром. Туристы часто кладут камни на груду булыжников (apacheta) в самых высоких точках Тропы в качестве дани Пачамаме (Матери-Земле).

 

 

 

Рункуракай

В руинах Рункуракая, открытых Хайремом Бингемом в 1915 г., есть только один вход и выход с северной стороны. Некоторые ученые полагают, что Рункуракай использовался путешественниками, идущими в Мачу-Пикчу и обратно, как пункт отдыха. Другие же считают, что это был исключительно пост для охраны дороги.

Рабочие, нанятые Бингемом для расчистки площадки, окрестили это место Рункуракаем, очевидно, из-за его формы, напоминающей яйцо или корзину.

 

Саякмарка

В Саякмарку, расположенному на горном хребте на высоте 3600 м над уровнем моря, можно добраться по узкой лестнице, вырубленной в скале. Этот комплекс, идеально вписанный в горный ландшафт, включает полукруглые здания с залами и площадями на разных уровнях, узкие улицы, фонтаны, каналы и внутренние дворы. Считается, что это был культовый астрономический центр. Саямарка  на языке кечуа означает «недоступный город», наличие постоянного источника воды и складов продовольствия подчеркивают его значимость.

В 1915 г. Хайрем Бингем обнаружил вблизи площадки кедровый лес и назвал ее Седробамба. В 1941 г. антрополог Поль Фейос дал этой площадке более точное название.

 

Пуйупатамарка

Пуйупатамарка, или как его называют местные жители, «город над облаками», возвышается над ущельями, где плавают облака. Правда, на рассвете облака исчезают.

Это один из наиболее сохранившихся городов на «Тропе инков». Руины были обнаружены в 1915 г. Хайремом Бингемом и названы Кориуайрачина. В 1941 г. Поль Фейос переименовал их в Пуйупатамарка, так же, как это было с Сайакмаркой.

Террасы и искусно возведенные стены гармонично вписываются в очертания гор, что говорит о взаимопроникновении инков с природой. Церемониальные купальни свидетельствуют о большом умении инков инков получать пользу от окружающей их природы, в частности, от термальных источников.

 

Винья-Вайна

Этот внушительный комплекс расположен на высоте 2700 м над уровнем моря. Руины были обнаружены в 1941 г. Полом Фехосом, но название Винья-Вайна («вечно молодой») было дано перуанским археологом Хулио С. Тельо в 1942 г. Также называется вид местной орхидеи, цветущей круглый год.

Судя по расположению комплекса вблизи большой дороги и замечательной архитектуре, этот городок имел большое значение для инков. Он отчетливо поделен на четыре сектора: сельскохозяйственный с террасами, религиозный (или ритуальный), оборонный, с башней чудесной архитектуры, а также городской сектор.

На верхних и нижних террасах расположены группы домов с трапециевидными окнами, дверями и стенными нишами, связанные между собой длинной крутой лестницей. От вершины склона до его основания вровень с террасами бьют 10 фонтанов.

Это последняя археологическая площадка перед Мачу-Пикчу, расположенным всего в 6 км от этого места.

 

 

Интипунку

Солнечными воротами инки называли контролируемый вход в Мачу-Пикчу.  которые были посвящены Инти, богу солнца. Ворота тщательно охранялись. Сейчас это археологический объект, представляющий комплекс сооружений с окнами и  входными порталами. Отсюда открывается панорама города. Также с этого места открывается чудесный вид на восход солнца, и многие туристы стараются прийти сюда к этому времени