Куско – столица империи

До инков эти места населяли индейцы племени айярмака (IX—XII вв), еще раньше индейцы уари (VIII—IX вв). И до прихода инков, они строили здесь свои города и культовые сооружения, но именно инкам удалось создать эффективную систему административных и религиозных отношений, а также сильную и боеспособную армию. Им удалось построить и расширить империю всего за 100 лет, но просуществовала она недолго, и на протяжении всего времени ее существования, во главе ее находились, сменяя друг друга, лишь 13 императоров. Наибольший расцвет империи пришелся на правление самого выдающегося из них – Почакутека (правил в 1438—1471). Столицей империи был город Куско. В переводе с кечуа это означает «Пуп Земли».

Согласно традиции, строили инки свои города таким образом, чтобы сверху они напоминали очертания какого-нибудь животного или птицы. Куско имел очертания пумы, считавшейся у инков священным зверем. Инки были замечательными строителями, до сих пор, так и не удалось достоверно раскрыть секреты их мастерства, как им удавалось таким образом перемещать и обрабатывать огромные камни, так плотно подгонять их в кладке друг к другу, что в стыки невозможно было просунуть даже лезвие ножа. При этом нужно отметить, что инкская цивилизация не знала ни письменности, ни железа, ни колеса.

После покорения империи испанцами под предводительством Франсиско Писарро, древние строения инков в Куско были разрушены и на их фундаментах выстроены особняки завоевателей. Постепенно Куско и его окрестности стали символом стиля сочетающего испанские и андские мотивы «местисо», что проявилось не только в архитектуре, но и в культуре вообще. Но как только Писсарро покинул Куско, тот, по прошествии нескольких лет, превратился в тихий уездный городок, с размеренной и спокойной жизнью. И так продолжалось до тех пор, пока открытие Мачу-Пикчу, снова не превратило его в историческую столицу бывшей империи, одну из главных археологических достопримечательностей региона.

Для довершения образа Куско, необходимо отметить еще одну деталь. Когда в результате землетрясения 1650 года, обрушилось множество зданий, построенных испанцами, обнажилось множество находящихся  под ними инкских построек, которые совершенно не пострадали от землетрясения, и под руководством епископа Мануэля де Мольинедо, город был восстановлен с учетом этих открывшихся строений. Именно тогда возник художественный стиль Куско, которым славятся местные здания и церкви.

В 1983 году центральная часть Куско, с его просторными историческими площадями, множеством испанских арок, остатками древних построек инков, старинными колониальными особняками и узкими мощеными улочками, была включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на большое количество туристов, городу во многом удалось сохранить свою особую историческую атмосферу, а местным жителям национальный колорит.

 

 

 

Собор

Собор был заложен в 1560 г. и строился на протяжении почти 100 лет. Фундаментом для него послужил фундамент дворца Виракочи, восьмого императора инков, а при его строительстве использовались глыбы красного гранита из Саксайуамана. Собор состоит из трех частей. Собственно собора, церкви Эль-Триунфо и храма-часовни «Святого семейства».  

Церковь Эль-Триунфо, примыкает к левой части собора, это первая церковь Куско, выстроена она на руинах здания главного арсенала инков, и названа в честь триумфальной победы испанцев. Особый интерес вызывает алтарь с искусной резьбой и крипта, где находится прах историка и писателя Гарсиласо де ла Вега, сына испанского вельможи и дочери индейского вождя, перу которого принадлежит знаменитая «История государства инков». Обычно через Эль-Триунфо прихожане входят в Собор.

С правой стороны к собору примыкает храм-часовня «Святого семейства» XVIII века, фасад которойукрашен изображениями Иисуса, Марии и Иосифа.

 

 

 

Фасад собора в стиле ренессанс, контрастирует с интерьером в стиле барокко. Интерьер богато украшен золотом и серебром, награбленными в инкских храмах в период начала испанского владычества. На стенах многочисленные полотна школы Куско. Главный алтарь выполнен мастером Пинело в 1792-1803 гг. в неоклассическом стиле, с использованием большого количества боливийского серебра, вес его более 400 кг. Находящаяся в соборе картина Маркоса Сапаты «Последняя вечеря» содержит элементы андской культуры: Иисус и его ученики вкушают мясо запеченной морской свинки и пьют чичу (кукурузное пиво) из инкских кубков. Резные хоры XVII века из кедра работы Хименеса де Вильярреаля украшены образами святых и пап.

Особенно нужно отметить, находящееся в соборе распятие Иисуса Христа, которое называют "Повелителем Землетрясений". Это название восходит к разрушительному землетрясению1650 года, почти уничтожившему Куско. Не знавшие, что предпринять, жители города устроили крестный ход с распятием - и толчки прекратились! Так Иисус получил этот странный титул. Теперь каждый год в Куско проходит фестиваль "Повелителя Землетрясений". У фигуры на кресте El Negrito темная кожа — многие считают, что это копоть от свечей, но никто не смеет ее почистить, боясь, что из-за этого она может потерять свое могущество.

В одной из башен собора, по легенде, замурован сын вождя инков, и вот когда она рухнет, он освободится и предъявит свои права.

 

 

Церковь Ла-Компания

Эта церковь, построенная в 1571 г. на руинах дворца одиннадцатого правителя инков Уайны Капака, представляет собой один из блистательнейших образцов колониального барокко в Перу. Иезуиты хотели сделать эту церковь самой роскошной в Куско, но этому воспротиваился епископ, посчитав, что никакое здание не должно соперничать с Собором. Тем не менее, ее необыкновенно богатый резной фасад опровергает ее подчиненную роль.

Незабываемое впечатление оставляет весь в золотом сиянии двадцатиоднометровый алтарь, взвившийся под самый купол церкви, декорированные алебастром окна, скульптурные изображения и картины школы Куско. Церковь, очень сильно пострадала при землетрясении 1650 г., но позже, была  полностью восстановлена.

 

Музей инков

Музей находится в помещении дворца, первым владельцем которого был адмирал Франсиско Мальдонадо, Это один из замечательнейших памятников колониальной архитектуры в Куско. Любителям инкских культурных традиций необходимо посетить эту экспозицию, где на их обозрение выставлены предметы инкского обихода: керамика, ткани, ювелирные украшения и прочие предметы быта. Особенный интерес представляет собрание инкских винных кубков из дерева (keros). Их здесь порядка 450. Также впечатляет экспозиция из текстиля и керамики культур Паракас, Чима, и прочих доинкских цивилизаций. Как и во многих перуанских музеях, здесь можно увидеть мумии, принадлежащие инкскому периоду.

 

Музей доколумбового искусства

Открытие музея состоялось в 2003 году, и по существу он является филиалом музея Ларко в Лиме. Особняк, первым владельцем которого был конкистадор Алонсо Диас, был заложен на руинах церемониального двора Инки.

Практически все экспонаты, выставленные в многочисленных залах музея, были отобраны собраны из большого количества артефактов, находившихся в запасниках музея Ларко. Они представляют собой разные культуры, возникавшие в разных уголках страны, и на протяжении тысячелетий, сменявшие друг друга: Чавин, Наска, Моче, Тиуанако, Чачапойя, Уари (Вари), и прочие…

Особенно богата коллекция музея  керамикой, представленной практически всеми культурами. Также большое место в экспозиции занимают предметы из дерева, камня, серебра, золота, ювелирные изделия, ритуальные сосуды, погребальные украшения.

Стены музея украшают полотна школы Куско, в том числе таких мастеров, как Диего Киспе и Маркоса Сапаты.

 

 

 

Район Сан-Блас

Сан-Блас – небольшой район, где в колониальный период жила индейская знать, а сейчас находятся многочисленные лавочки и ремесленные мастерские, занимающиеся изготовлением традиционных изделий и резьбой по камню. Район знаменит своими узкими, мощеными улочками, домиками колониального периода, возведенными на фундаментахразрушенных строений инков, очень уютной площадью с церковью, старейшей из всех приходских церковей Куско.

 

Музей религиозного искусства

Здание музея расположилось в бывшем Архиепископском дворце, отстроенном на руинах дворца шестого правителя инков Роки. В интерьере дворца привлекают внимание резные деревянные потолки, двери в мавританском стиле, витражи на окнах и роскошный резной балкон. В одном из залов можно увидеть скульптурные портреты епископов, стены дворца украшают картины на религиозные темы, художников школы Куско, в том числе полотна Диего Киспе.

И все же, особенное внимание туристов привлекает 12-гранный монолит, находящейся в кладке фундамента бывшего инкского дворца, здесь обязательно останавливаются экскурсии, и всегда толпится народ. Наверное, это самый знаменитый камень из из всех известных инкских строений, именем которого даже названа улица – Атун-Румийук. Кстати, интересно, что законом города Куско, запрещено трогать руками некоторые камни, находящиеся в инкской кладке. Это касается и 12-гранного монолита из дворца Инки Роки.

 

 

 

Храм Кориканча и монастырь Санто-Доминго

Храм Кориканча (в переводе с кечуа «золотое место»), посвященный Богу Солнца Инти, был одним из самых почитаемых, и богатейший храм в империи инков. Его стены сверху до низу были покрыты пластинами из листового золота, а прилегающие к нему дворики заполнены золотыми статуями животных и кукурузы размером в человеческий рост. Когда испанцы потребовали золото, в качестве выкупа за жизнь вождя инков Атауальпа, большая его часть была доставлена именно из Корикначи.

Также здесь хранились мумии знатных воинов и правителей, которые принимали участие в ритуальных церемониях.

После завоевания Куско испанцами, Кориканча был разрушен, как символ инкской цивилизации, а на его основании была выстроена церковь Санто-Доминго и прилегающий к ней монастырь. Все остатки инкских строений были тщательно заштукатурены, и только после землетрясения 1650 года, когда строения построенные испанцами обвалились, во всей красе обнажилась красота прежнего храма, совершенно неповрежденного подземными толчками. При восстановительных работах, было принято решение не трогать инкские строения, оставив их в первозданном виде. И сейчас, внутри церкви можно увидеть части инкского храма – трапециевидное основание с уникальной инкской кладкой, искусные галечные покрытия, ниши в стенах и отверстия, по мнению разных ученых, служившие либо водостоком, либо переговорными трубками. Архитектура монастырских строений являет собой апофеоз синтеза обоих культур – инкской и колониальной.