Озеро Титикака - колыбель инкской цивилизации

Название озеру дали испанцы, и скорее всего оно означает Каменная пума (на кечуа «тити» означает «пума», а «кака» – «скала»), до этого озеро называлось «Мамакота», а еще раньше «озеро Пукина» (по имени проживающего на его берегах народа). Это самое высокогорное из всех судоходных горных озер. Находится на высоте 3800 м., на границе двух стран – Перу и Колумбии. Площадь его поверхности составляет 8300 км2, максимальная глубина 280 м. Летом уровень воды повышается, зимой снижается, температура воды всегда обжигающе холодная, по ночам у берегов иногда образуется корочка льда, так что купаться в озере не рекомендуется.

 

 

В акватории озера находится много островов, жители которых в основном ведут натуральное хозяйство – занимаются земледелием и рыболовством и различного рода  традиционными ремеслами.

Кроме природных островов, неподалеку от Пуно, находится множество искусственных образований из камыша сделанных руками человека. Их называют Урос, их обитатели, рассказывая о своей жизни, называют ее между «небом и водой».

Озеро Титикаку многие считают хранилищем Андских традиций. Здесь, как и много веков назад, Занимаются выращиванием картофеля и киноа, занимаются рыбной ловлей и разведением лам. Местные аборигены в основном живут за счет производства текстиля, народных промыслов и туризма. Выручка, полученная от продажи поделок, делится поровну между членами сообщества.

Туристы могут прикоснуться к традициям и обычаям аборигенов, погостив в какой-нибудь местной семье. Также на островах ведутся археологические изыскания, наиболее известные археологические площадки расположены на островах Солнца и Луны.

В 2000 г. в акватории Титикаки археологи обнаружили развалины храма и остатки сельскохозяйственных террас, возраст которых был определен как 1500 лет.

 

 

Острова Урос

Племя урос, которое, согласно их легендам, было древнейшим народом на земле, и существовало еще до того как на небе появилось Солнце, с древних времен обитало на берегах озера Титикака. После того, как в эти места пришли инки, и началось их противостояние с племенем аймаров, урос сочли за благо бежать от них на озеро и поселиться на искусственных островах из тростника, которые сами же и соорудили. С тех пор, вот уже много веков, они так и живут на тростниковых островах. Общаются урос на языке аймара.

На озере более 40 островов из тростника totora. Один из них намного больше других, на нем находятся школа и дом для всеобщих собраний, этому острову уже 170 лет. Еженедельно островитяне, латают свои острова, вплетая сверху все новые стебли тростника, поскольку нижние гниют и отваливаются.

Тростник также используют в пищу и в качестве топлива (огонь разводят на камнях), а также строят из них лодки, дома и различные поделки, в том числе на продажу. Между островами они передвигаются в тростниковых лодках, на которых также катают туристов. Большая часть островитян зарабатывает на жизнь занимаясь рыболовством и обслуживая туристов.

 

Остров Такиле

В древности остров входил в империю инков, и был прибран испанской короной лишь в конце XVI века. Первым его владельцем был граф Текиле, которому и обязан своим названием. Остров не лишен очарования, а его красного цвета почва контрастирует с ярко-голубым цветом озера. Дороги здесь обнесены стенами, в которых есть арки из грубо отесанного камня. На острове много руин доинкской и инкской эпох.

Сейчас здесь живут приблизительно 350 семей. Живут согласно заповедям инков: «Ama suwa, Amа quella, Аmа llullav» («Не кради, не ленись, не лги»). Полиции на острове нет, все вопросы решаются на воскресных собраниях вождями, которых избирают  сами жители. Одеваются островитяне в яркую домотканую одежду. Женщины носят многослойные юбки с помпонами, и замужних от незамужних можно отличить по цвету помпонов, ярко-красные у замужних, и цветные у незамужних. Мужчины носят вязаные шапочки, у женатых шапочки красные, у неженатых красно-белые. Жители острова ходят только пешком, и все тяжелые грузы носят на своих плечах – ни автотранспорта, ни вьючных животных на острове нет.

 

 

 

Остров Амантани  

Это самый большой остров в акватории перуанской части Титикаки. На вершинах гор расположены священные места инков. Местные шаманы читают будущее по листьям коки в чае, так что имейте под рукой переводчика. Жители острова славятся своими плетеными корзинами из травы ichu и резными изделиями из гранита.

Жители острова Амантани с удовольствием представляют туристам жилье. Туризм на острове дело общественное: все доходы идут на сохранение местной культуры. При этом туристы задействуются в повседневных делах: собирают урожай, ловят рыбу, ухаживают за скотом, строят дома, посещают собрания совета общины. Они могут также принять участие в традиционной трехдневной свадебной церемонии casarasiri или попробовать huatia (картофель, запеченный в глиняной печи с рыбой или бараниной).

Острова Амантани и Такиле находятся ближе к Пуно и поэтому туда легче добраться. Гостей обычно встречают танцами и приглашают на обед.

 

Остров Солнца

Остров Солнца, известный как место появиления первых инков, находится в боливийских водах озера. Поблизости от руин лабиринта Чинкана находится священная скала формой напоминающая пуму. Немного дальше можно увидеть два огромных отпечатка, которые, по легенде принадлежит Богу Солнца, когда он спускался с неба, чтобы дать жизнь Манко Капаку и Маме Окльо – первым из рода инков. Лестница Инков ведет от кромки воды в Юмани вверх –  к фонтану молодости, жизнь которому дают три источника. Недалеко от лестницы находится крепость Пликокайна, из которой, возможно, наблюдали за жрицами Инти (Девами Солнца) на острове Луны.

 

Остров Луны

Самая главная археологическая площадка на острове Луны — aqllawasi (монастырь). Во времена владычества инков на острове жили жрицы Инти («избранные»), принимавшие участие в особых церемониях, посвященных Солнцу. В главном дворце, восстановленном в 1960-е гг., есть 30 комнат, выходящих во двор.

 

 

 

Погребальные башни Сильюстани

Знаменитые чульпы (погребения в виде башен) Сильюстани высятся на берегу живописной лагуны Умайо, они сложены из больших хорошо обработанных камней, высотой до 12 м, и в них индейцы племени колья хоронили своих вождей.

Лучшими образцами являются башни Лагарто и Интиватана. Возможно, колья строили эти башни как знак почтения к умершим вождям, может — для отпугивания грабителей или в качестве применения своего мастерства.

Говорят, что могилы напоминают чрево женщины, а положение мумий – позу эмбриона. Некоторые могилы украшены скульптурным изображением ящериц, служивших символом жизнеспособности за их способность восстанавливать утраченный хвост. Блоки и пологая платформа, использовавшиеся для поднятия этих блоков, свидетельствуют о трудностях в строительстве этих башен. В музее выставлены экспонаты, принадлежащие культурам Колья, Тиауанако и Инка.