Центр города

Когда-то здесь жили индейцы племени учма. Потом, весь этот регион вошел в состав инкской империи. А в 1535 году Франсиско Писарро основал здесь город, который почти на три века стал столицей испанских колониальных владений, а затем и столицей независимого Перу. Первоначальное имя города было Сьюдад-де-лос-Рейес, что означало «город королей», на гербе красовались три короны, символизирующие трех волхвов и подчеркивающие этим статус города, как центра католицизма. Однако в дальнейшем за городом закрепилось название долины, в которой он был построен – Лима. Как столица испанских колониальных владений в Южной Америке, город богател и развивался, и согласно переписи 1614 года, в нем уже проживало более 25 тыс. жителей.

Самый старый квартал города, первоначально спроектированный Писарро, очень напоминал «шахматную доску». В дальнейшем, город строился по классическим канонам того времени – в центре главная площадь, и лучами расходящиеся от нее жилые кварталы. Практически на каждой улице есть церковь в стиле барокко или ренессанс. Большинство домов в центре города, испытали на себе влияние испанских и индейских мотивов, в результате чего, появилась своего рода разновидность креольского стиля. Отголоски же мавританской архитектуры, распространенной на юге Испании, и воплотившейся в изумительных деревянных балконах, дверных проемах, орнаментах на цветных фасадах, лестницах и украшенных севильской плиткой внутренних двориках, привело к появлению совершенно нового стиля – мудехар, ставшего характерным для лимской колониальной архитектуры.  

Образцами такой архитектуры являются Дом Альяги, построенный Херонимо де Альягой, и церковь Санто-Доминго, возведенная монахом Висенте де Вальверде. Оба были друзьями Писарро и участвовали в завоевании Перу, поэтому он выделил им лучшие участки земли возле главной площади.

Для защиты города от различного рода врагов по периметру была воздвигнута грандиозная сеть фортификационных сооружений.

Сейчас в Лиме проживает порядка 9 млн.человек, и она является четвертым по численности населения городом Южной Америки. Исторический центр города включен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Площадь Пласа Армас

Оружейная площадь - главная площадь Лимы

 

Именно с этого места началась история города. Самое старое здание на площади – Кафедральный собор, позднее к нему было пристроен дворец архиепископа и построена резиденция Писарро (Дом Правительства). Трижды, в результате землетрясения эти здания разрушались, но позже были восстановлены и реконструированы, прочие были окончательно снесены, и на их месте выстроены новые. В самом центре площади находится бронзовый фонтан, единственный дошедший до нас раритет того времени. В прежние времена  на площади устраивались ярмарки и проводились народные сходки, также здесь казнили граждан, осужденных инквизицией, а позднее устраивались корриды. В 1821 году на площади была провозглашена независимость Перу.

 

Собор

Первоначально на месте нынешнего собора была заложена церковь, которая и была освещена в 1583 году, но уже вскоре было принято решение построить что-то более значимое, соответствующее столичной епархии. И в 1551 году был освещен новый собор, получивший имя св. Евангелиста Иоанна. В дальнейшем собор перестраивался в соответствии с пожеланием архиепископа, придать ему как можно больше схожести с собором в Севилье. В 1609 году он был почти полностью разрушен в результате землетрясения. И почти сразу же было заложено здание нового собора, который был освящен в 1625 году. И этот собор не избежал той же печальной участи, подвергнувшись разрушительной силе землетрясений 1687 и 1746 годов. В результате восстановительных работ, различного рода перестроек и достроек, строительство было полностью завершено лишь к 1778 году. А так как к этим работам приложили руку множество архитекторов на протяжении 150 лет, неудивительно, что в окончательном облике собора можно обнаружить черты различных времен и стилей – от готики, до барокко, ренессанса и классицизма.
Интерьер собора весьма напоминает интерьер собора в Севилье, свод, воссоздающий небо, выполнен в готическом стиле, но с облегченными деревянными конструкциями (на случай землетрясения), центральный предел в стиле ренессанс, а обе колокольни в стиле классицизма.
В соборе пять нефов и 10 боковых капелл и часовен. Очень красивая резная кафедра и хоры, алтарь в неоклассическом стиле. В часовне Иоанна Крестителя вызывает восхищение, вырезанное из дерева скульптурное изображение Иисуса Христа.
Останки Франсиско Писарро покоятся в украшенной мозаикой часовне, справа от входа. Полагали, что обезглавленное тело, лежащее в крипте, принадлежало ему, но исследования показали, что это останки другого человека.

 

Дворец архиепископа

Дворец вплотную примыкает к собору и до настоящего времени продолжает оставаться резиденцией архиепископа.  Построен он был в середине XVI века, несколько раз восстанавливался и перестраивался, современный вид здание приобрело в 1924 году. Эффектный фасад в стиле барокко украшен резными балконами в мавританском стиле. Шикарная белая мраморная лестница ведет на второй этаж. Многие комнаты отличаются изысканностью и богатым оформлением, изящная мебель в стиле барокко и рококо.

 

Дворец архиепископа- одно из самых красивых зданий в Лиме

 

Дворец действующий, но нынешние покои и залы приемов архиепископа находятся в другой части дворца.

 

Дворец Правительства

Изначально на этом месте было священные погребения индейцев племени учма. Затем здесь построил дом основатель Лимы Франсиско Писарро. В дальнейшем дом многократно подвергался разрушениям – от землетрясений, пожаров, ограблений. Неоднократно восстанавливался,  расширялся, перестраивался, пока к середине XX века не приобрел современный вид. В настоящее время во дворце находится резиденция президента Перу, но большая его часть открыта для посещения туристами. Дворец имеет два фасада, в необарочном (выходящим на площадь) и неоклассическом стилях. Интерьер поражает роскошью колониального периода. Дворец имеет несколько залов и гостиных, комнаты отделаны красным деревом и кедром, украшены резьбой и мрамором, везде изысканная мебель и хрусталь из Европы. В двухуровневом Большом зале с мраморным полом на индейские мотивы и  мраморной лестницей, находятся бюсты Боливара и Сан-Марти. Золотая гостиная выполнена в стиле Зеркальной комнаты Версальского дворца, стены покрыты сусальным золотом, именно здесь послы вручают верительные грамоты главе государства.

Президентские помещения находятся в отдельной части дворца и включают в себя несколько залов и комнат, а также весь второй этаж с гостиными, спальнями и жилыми комнатами.

Каждый день в полдень перед дворцом, под звуки президентского оркестра, происходит смена президентского караула, что привлекает большое количество народа.

 

Муниципальный дворец

Красивое здание желтого цвета, построенное в 1944 году. Одно из наиболее популярных туристических объектов города, место где расположилась городская власть.

 

Дом Альяги

Этот один из старейших особняков Лимы (если не самый старый), был построен капитаном Херонимо де Альягой, другом и одним из заместителей Писарро, участвовавшим вместе с ним в завоевании Перу. При его строительстве использовалась сейсмостойкая технология кинчи, когда в качестве арматуры использовался каркас из тростникового плетения, заполненный смесью глины, гальки и извести.

Сейчас в доме продолжают жить потомки Альяги, но несмотря на это, его можно посетить, купив билеты по предварительной записи. Дом поистине огромный – 66 комнат, так что есть место и для хозяев, и для посетителей. Роскошный интерьер практически полностью сохранен. Почти все стены и потолки отделаны красным деревом, полы из дубовой доски, или, привезенной из Испании и Португалии плитки и изразцов. Поражают своим великолепием резные двери. Мебель колониального периода, в основном европейская, стены украшают многочисленные зеркала, фамильные портреты и картины на религиозные темы школы Куско. Есть даже домовая церковь со скромным алтарем. На второй этаж и внутренний дворик ведет изысканная мраморная лестница, в дворике есть даже фонтан.

 

Дворец Торре Талье

 

Один из самых красивых дворцов Лимы в стиле севильского барокко


Этот дворец, считающийся одним из образцов лимской архитектуры XVIII в., принадлежал казначею испанского королевского флота того времени маркизу Талье. Фасад дворца – в стиле андалузского барокко с элементами колониальной традиции, замечательны два резных балкона в мавританском стиле из никарагуанского кедра, и роскошный парадный вход, с изящной и замысловатой резьбой, декорированный панамским камнем. Интересны внутренние интерьеры дворца - роскошного центрального зала c многочисленными зеркалами, где находятся портреты маркиза Торре Талье и его супруги, богато украшеной золотой резьбой внутренней часовни, 14-ти прочих комнат, столовой и кухни. В настоящее время дворец принадлежит министерству иностранных дел Перу, и попасть туда невозможно.

 

Дом Ривы Агуэро

Этим зданием XIX века изначально владел писатель Дон Хосе де ла Рива Агуэро. Ныне здесь располагаются архивы, библиотека и Музей народного искусства. Сейчас оно принадлежит Католическому университету Лимы.

 

Церковь Сан-Педро

Это главная иезуитская церковь Лимы, находится в трех кварталах от площади Пласа Армас. Построена в 1638 году.  Изначально была названа в честь Св.апостола Павла, но позже, в 1767 году переименована по имени Св.апостола Петра.

Церковь является одним из лучших образцов архитектуры раннего колониального периода. Строгий, без особых изысков желтого цвета фасад в классическом стиле. Трехнефная планировка весьма схожа с иезуитской церковью Иисуса в Риме. Три входа в церковь, расположенные по единой горизонтали, подчеркивают ее исключительность. В отличие от фасада, интерьер отличается пышностью и роскошью – в стиле чурригиреско (испанское барокко). Впечатляет весь в золоте главный алтарь, украшенный скульптурными композициями, балкончиками и строгими колоннами. Также очень изысканы два других алтаря. Боковые часовни украшены полотнами художников школ Лимы и Куско..

Эту церковь особенно любила посещать колониальная аристократия. Здесь же обрели вечный покой многие вице-короли.

 

Церковь и монастырь Санто-Доминго

Церковь была основана доминиканским монахом Висенте де Вальверде, на землях переданных ему Франсиско Писарро. Изначально де Вальверде, участвовал в экспедиции Писарро, и был им направлен к Великому Инке Атауальпе с призывом принять христианство, на что Инка ответил отказом, после чего произошло избиение индейцев в битве при Кахамарке.
Позже, здесь был открыт доминиканский монастырь, который включает в себя церковь Санто-Доминго, две базилики – Святого Креста и Розария, и собственно монастырь. Церковь, заложенная в 1540 году, и строившаяся почти 50 лет, считается наиболее ярким образцом, так называемого перуанского барокко. Фасад довольно простой, без особых изысков, розового цвета, привлекают внимание величественный купол, и мощная башня-колокольня. 
Свод церкви, выполнен в готическом стиле. Восхищает удивительно богатое сочетание темно-салатового цвета колон с желто-белым цветом стен. В XVIII в. интерьер был обновлен, в нем появились элементы классицизма. В центральном алтаре, в серебряных урнах, покоится прах трех перуанских святых св. Розы Лимской, св. Мартина де Порреса и св. Хуана Масиаса. Очень интересны средневековые витражи из Испании, на которых с большим мастерством изображены все трое святых. Скульптурное изображение Розы Лимской из алебастра, находящееся слева от алтаря было подарено монастырю Папой римским Клементом XIV.
Справа от колокольни находятся прекрасно сохранившиеся часовня и двухярусные галереи монастыря, стены и пол которых украшены севильской плиткой. В часовне находится много изящных скульптур в стиле барокко. В просторном церковном дворике разбит сад и бьет фонтан. Также в монастыре есть богатая библиотека. Стены церкви и монастыря украшают многочисленные полотна на религиозные темы школ Лимы, Кито и Куско.

 

Монастырь нищих

Монастырь основан корсиканским священником Андресом Корсо, и назван так из-за живших в его стенах совершенно разутых и ходящих в лохмотьях францисканских монахов.
Монахи жили исключительно на милостыню, которую собирали за воротами монастыря. По рассказам современников, здесь все дышало нищетой и жесткой экономией, контрастируя с показным богатством других монастырей.
Стены монастыря украшают картины периода испанского владычества, но среди них есть и подлинная жемчужина – полотно великого испанского живописца Мурильо «Св.Иосиф с младенцем-спасителем». В часовне привлекает внимание позолоченный алтарь, также в монастыре есть кухня, трапезная, лечебница, монашеские кельи, и дворик. Стены дворика украшены плиткой, а стены часовни Богородицы полотнами различных местных школ живописи.
Район довольно безлюдный и небезопасный, поэтому к монастырю лучше добираться на такси и договориться с водителем, чтобы он вас подождал.

 

Площадь Сан-Мартин
Одна из центральных площадей Лимы, названная в честь одного из лидеров освободительной революции

 

Площадь Пласа Армас соединяется пешеходной улицей Хирон де-ла-Уньон, с площадью Пласа Сан-Мартин, которая была открыта в 1921 г. в ознаменование 100-летнего юбилея независимости Перу. В центре площади – на высоком постаменте возвышается конная скульптура руководителю освободительного движения Хосе де Сан-Мартину. В архитектуре площади, заметно сильное французское влияние, что можно увидеть в зданиях элитного мужского Национального клуба, и Гран-Отель Боливар, получившей свое название по имени другого героя-освободителя страны – Симона Боливара.

 

Экскурсии по Лиме
Туры с посещением Лимы