Линии и рисунки Наска и Пальпа

Честь открытия линий и рисунков плато Наска, принадлежит американскому археологу Полу Косоку, разглядевшему их с борта, пролетавшего над плато самолета в 1939 году. Основной же вклад в их исследование, изучение и популяризацию, внесла немецкий археолог Мария Райхе, преподававшая в то время в одном из учебных заведений в Лиме, и ставшая в 1941 года помощницей Косака. Вместе с ним,она кропотливо изучает все, что связано с этими линиями, часто выезжает на место. Правда, первые снимки фигур с воздуха ей удалось получить только в 1947 году, воспользовавшись самолетом перуанских военно-воздушных сил.

 

 

Сами линии и рисунки представляют собой борозды шириной 130-140 см и глубиной 20-50 см, из которых был удален грунт. Всего на плато Наска, насчитывается более 10 тысяч линий, порядка 700 геометрических фигур (трапеции, треугольники, спирали), и около 70 рисунков, из которых наиболее известны: обезьяна, кит, ламы, собака с непропорционально вытянутыми ногами, паук, кондор, колибри, пеликан, чайка, цапли, попугай, аллигатор, ящерица, змея, дерево, так называемый «астронавт», и многие другие животные и растения. Не совсем понятно, как работали древние художники, создавая свои произведения, какое чутье помогало им, практически не видя, создавать рисунки, так как размеры, например ящерицы, составляют порядка 190 метров, кондора 120 метров, колибри 70 метров. Все фигуры начертаны в одном стиле, единой, нигде не прерывающейся, линией контура. Оценить всю их красоту, масштабность и гениальную простоту, можно только с высоты птичьего полета. Не больше и не меньше, ни с земли, ни с борта современного лайнера, ни тем более из космоса, разглядеть их невозможно. Существует гипотеза, по которой, прежде чем создавать определенный рисунок, прорабатывался эскиз на земле, который в дальнейшем увеличивался во много раз, уже в другом месте. Также были обнаружены сваи, которые вбивались в землю, и выполняли функцию привязки к местности в системе координат. Методом углеводородного анализа возраст свай был определен, как 4-1 века до н.э., к тому же периоду – цивилизации Наска, относят и поселения, обнаруженные рядом с плато.

 

 

Что касается линий, то они идеально прямые на всем своем протяжении, до самого горизонта. И это, несмотря на то, что на своем пути, они пересекают русла высохших рек, холмы и возвышенности. Даже современная геодезия, не позволила бы провести их с такой точностью, без отклонений. Толщина линий разная, явно выделяются основные линии и вспомогательные, много парных линий.

Ученые, занимавшиеся изучением линий, сошлись на том, что созданы они были до 12 века, то есть до того времени, как там появились инки. Несмотря на то, что их расположение, пропорции и размеры линий подчинены определенным математическим законам, создавались они в разное время, и скорее всего, с разными целями. Вообще, линии повсеместно пересекают друг друга, наслаиваются на рисунки, а геометрические фигуры на линии. Они явно создавались в разные времена, причем считается, что рисунки были созданы раньше линий, а еще позже, или вместе с линиями, были нанесены и геометрические фигуры. Интересно, что более поздние изображения, не уничтожали контуры предшествующих, а «деликатно» накладывались на них. Также необходимо отметить, что рисунки нанесенные изначально, являются более искусными, нежели появившиеся позже линии и геометрические фигуры. Однако некоторые ученые не разделяют этой гипотезы, и считают, что рисунки и линии создавались одновременно.

Еще один вопрос касается сохранности линий и рисунков на протяжении тысячелетий. В этой местности вообще не бывает осадков, а разница в давлении и температуре между темной поверхностью плато и белой бороздой рисунков, позволяют последним сохраняться во время редких песчаных бурь. Интересен и тот факт, что строители рисунков и линий не оставили никаких следов в пустыне, хотя следы прошедшего здесь транспорта или человека, навсегда будут запечетлены на местности.

 

 

Как в отношении многих других загадок, которыми изобилует земля Перу, так и насчет гигантских рисунков на плато Наска и Пальпа, существует масса самых разнообразных гипотез, как в отношении цели их создания, так и практического применения. Правда, никто из ученых, выдвинувших эти гипотезы, так и не предоставил более-менее внятных доказательств в их подтверждение.

Так, например, некоторые заявили, что это, несомненно, астрономический календарь, созданный еще в доинкские времена, или хотя бы звездная карта. А в качестве доказательства приводят результаты компьютерного исследования, по которым изображение гигантского паука, оказывается не что иное, как диаграмма звездной россыпи в созвездии Орина. Правда, тут же другой ученый, уже методами математического моделирования доказывает, что только пятая часть линий Наска, может быть привязана к небесным ориентирам, остальные никак с ними не соотносятся. Другие, с пеной у рта доказывали, что рисунки и линии представляют собой, ни больше – ни меньше, как зашифрованный текст. И в качестве доказательства приводили то, что вся композиция состоит из одних и тех же базовых элементов и стандартных сочетаний линий, различающихся только размерами. Кроме того, ведь известно, что например, обезьяна или кондор были божествами в мифологии индейцев доинкских цивилизаций, а колибри осуществляла связь между миром богов и людей. Третьи, настаивали, что весь этот комплекс является храмом под открытым небом, а в качестве доказательства приводили, что с земли рисунки не видны, а поэтому, конечно же, предназначены для общения с богами. Гипотеза достаточно интересная, но аналогов такого храма под открытым небом, в истории человечества никогда не наблюдалось. Наконец самые смелые, ничуть не смущаясь, объявили, что Наска, конечно же, межпланетный космодром. Доказательств, конечно же, не приводили, как будто и так всем понятно, что инопланетяне, прилетевшие на нашу Землю из другой галактики, никак не смогли бы найти свой космодром, без изображений «колибри» или «обезьяны». Впрочем, были и еще гипотезы, не менее оригинальные. Можно упомянуть и ирригационную систему, и лабиринт, и древние граффити, и даже уменьшение рождаемости (по мнению одного американского ученого, это отвлекало жителей от прочих дел), и прочая, прочая, прочая…

 

 

Самое интересное, что при существовании стольких гипотез, никто до сих пор даже не составил подробную карту, на которой были бы изображены все линии и рисунки, а это означает, что по настоящему, системно и масштабно, этой проблемой, в общем-то, никто не занимался. Мало того, большинство ученых, выдвигавших свои гипотезы, делали это на основании различных публикаций, даже не удосужившись самим приехать на место.

И все же, при всей абсурдности большинства гипотез, есть одна деталь, которую трудно объяснить – фигуры настолько больших размеров, что разглядеть их можно только с большого расстояния от Земли.

Существуют многочисленные подробные схемы отдельных частей комплекса, выполненные на основе аэрофотосъемки, но подробной карты всего плато до сих пор не существует. В настоящее время, исследование плато осуществляется перуанским институтом культуры, но сейчас все работы приостановлены в связи с недостатком средств. В 1994 году ЮНЕСКО включил плато Наска в перечень мирового культурного наследия.

 

 

 

В 30 км. севернее плато Наска, находится еще одно плато с гиганскими рисунками – Пальпа. Его рельеф отличается гораздо большей холмистостью, и меньшими размерами. Оно почти в два раза меньше Наски, но при этом, рисунков на нем гораздо больше, и они отличаются большим разнообразием, чем на Наске. Большинство рисунков и геометрических фигур выложено на вершинах как бы идеально срезанных холмов, словно их специально выровняли перед нанесением рисунков. Правда вокруг нет никаких следов от срезанных вершин, словно они куда то испарились. Вершины прочих холмов, расположенных рядом, нетронуты.

Рисунки отличаются от тех, что находятся на плато Наска. Например, на последнем, есть только одно изображение, напоминающее человека, а на Пальпа их порядка десяти. В их числе, группа из трех человеческих фигур, которые получили название «отец», «мать» и «дети». Есть еще и группа из шести фигур, получила название «семья». Также есть рисунок, обозначенный, как «путешественник». Из прочих рисунков, есть такие, которые напоминают рисунки на плато Наска, например, такие, как колибри, но есть и уникальные, которые больше напоминают геометрические фигуры, а не рисунки. Например, ритуальный нож «туми», «звезда», выполненная путем наложения двух геометрических фигур, в результате чего получилась шестиконечная звезда, также «храм плодородия», а еще «двойная спираль», которую местные жители называют «солнечными часами», утверждая, что в дни солнцестояния, лучи солнца ложатся точно по контурам спирали.

 

 

Сейчас даже не совсем понятно, кто впервые увидел рисунки плато Пальпа. И непонятно, почему им не придают такого значения, как рисункам Наска. Скорее всего, сыграл эффект первооткрытия. Если бы сначала открыли рисунки Пальпа, то они были бы более известны, чем Наска. А возможно дело в другом, во всяком случае, занимавшаяся рисунками Наска Мария Райхе ни разу в своих работах не упомянула о рисунках Пальпа, хотя, конечно же, знала о них. Самое странное, что плато Пальпа, настолько еще не исследовано, что каждый год, пилоты, летающие над этой местностью, обнаруживают все новые и новые рисунки.